В июне 2019 года сеть ресторанов русской кухни «Теремок» выпустила маску в Instagram, которая превращала лицо пользователей в блин. Звучит не очень сложно, правда? По данным компании, уже через два месяца маску в сторис увидел первый миллион пользователей, три тысячи из которых поделились ей и подписались на «Теремок» в соцсети. Сегодня Ziex в простых ответах объясняет, как создавать дополненную реальность в Instagram и Facebook и использовать ее для развития бизнеса.
Маски появились в Instagram в 2017 году. Тогда сервис испробовал восемь достаточно примитивных вариантов: ушки котов и собак, черно-белые и цветные фильтры. Они настолько понравились пользователям, что вскоре аккаунтам со статусом бета-тестировщиков разрешили создавать собственные маски. И только после долгого пробного этапа в августе 2019 года Instagram открыл доступ к платформе Spark AR — сервису для разработки и загрузки масок — всем пользователям. Это стало началом супер-популярности не просто анимаций, в которых у людей вырастают рожки из головы или сыплются блестки из глаз, а по-настоящему эффективного бизнес-инструмента. К слову, белорусы немало сделали для такого масочного бума: именно выкупленную технологию белорусских айтишников из MSQRD Facebook встроил в свои продукты. Из нее и выросла Spark AR.
Что?
AR-маски — инструмент для создания сторис, который использует технологию дополненной реальности. Пользователям кажется, что виртуальные объекты на экране находятся с ними в реальном мире, и поэтому с ними можно взаимодействовать. Подобные технологии позволили привести дополненную реальность из «элитных» продуктов вроде очков Google или шлемов Microsoft в телефон к обычным пользователям.
Для чего это бренду?
Использование инструмента дополненной реальности позволит бренду быть в тренде и получать дополнительный охват аудитории. Это открывает бизнесу новые горизонты для интерактивности: по реакции на маску можно лучше понимать настроение аудитории и реагировать на него нужным образом.
Кроме того, массовое развлечение, которое сегодня работает на охваты, в будущем позволит бизнесу сделать свой продукт ближе к человеку, дать попробовать и пощупать его — пусть даже и всего лишь виртуально.
Пользователи переходят в профиль создателя, когда используют маски, и остаются, если им нравится. Единственное, что невозможно контролировать, — распространение маски. И если с одной стороны, это дает возможность охватить больше аудитории, то с другой — не дает сосредоточиться на своей целевой аудитории. Поэтому нужно быть осторожными: маски с вашим малиновым латте в Гомеле могут полюбиться пользователям в Сан-Франциско.
Так что же конкретно AR-маски Instagram и Facebook дают бизнесу?
В будущем эти технологии помогут создать абсолютно новые возможности для бизнеса: с помощью АР-трекинга бренд сможет получать бесплатную моментальную персонифицированную рекламу. Например, заметив у девушки за соседним столиком в кафе красивые туфли, вы сможете навести на них инста-сканер и получить подробную информацию о бренде, продукте, советы, с чем их можно сочетать, и сразу купить их и сопутствующие товары.
Как сделать?
Если бренд захотел маску, у него два варианта: заказать ее у дизайнера и сделать самостоятельно. Рассмотрим каждый из них.
Заказать маску у 3D-дизайнера проще всего. Посмотрите портфолио мастера, обговорите идею и желаемый результат — и вперед. Профессионал сделает эстетичную работу, учитывая потребности вашей целевой аудитории. Стоимость работы варьируется от $200 до $700. Важно помнить, что цену имеет только техническая разработка маски, загружаться продукт должен бесплатно.
Если раньше постить маски разрешали только после одобрения заявки на разработку, то теперь это могут делать все желающие. Поэтому, если вы не хотите тратить деньги, можно сделать маску самому. Для этого есть несколько несложных шагов.





При загрузке маски помните про основные требования:
- вес файла не должен превышать 20 Мб;
- если на маске есть текст, он не должен занимать более 20% от площади экрана;
- запрещены любые логотипы и прямые ссылки;
- запрещено нарушение авторских прав;
- продукт должен соответствовать политике Spark AR.
Какие сделать?
Помните, что для привлечения внимания не всегда нужна сложная работа. Можно начать с простых вариантов и проверить реакцию пользователя на такой контент. В зависимости от сложности выполнения, маски разделяются на несколько категорий.
2D-маски потребуют от создателя базовых навыков работы в Photoshop. Для создания такого эффекта необходимо нарисовать текстуру и загрузить ее в спарке. Если захочется добавить динамический эффект, можно использовать любой софт для создания 2D-анимаций. Такая маска обойдется у дизайнеров в $200-300.
3D-маски уже более сложны в исполнении, поэтому для их создания лучше привлекать специалистов, которые владеют навыками 3D-моделирования. Подобные маски дают продукту больше динамики и позволяют создавать персонажную анимацию или любое другое движение на основе костей. Для их создания нужно использовать 3D-софт, а потом конвертировать файл в формат для спарка. Цена на подобную работу у дизайнеров стартует от $500.
Самый сложный вариант — игровые маски. Они позволяют считывать минимальную мимику на лице человека: моргание, опускание или поднятие бровей, кивок или поворот головы. Чтобы сделать такую маску, понадобятся навыки JavaScript, стоимость их создания на рынке начинается от $3000.
Как понять, что работает?
Анализировать эффективность маски проще, чем многих других инструментов. Как мы уже говорили, можно просто смотреть на то, как именно пользователи делятся продуктом в сторис. К тому же, есть несколько числовых показателей, которые позволяют оценить эффективность в цифрах.
- Показы. Сколько раз пользователи увидели вашу маску.
- Снимки. Сколько раз люди сделали фото или видео с вашей маской на камеру Instagram и Facebook. В эту статистику не входят показы на прямых трансляциях.
- Репосты. Сколько раз пользователи делились эффектом в сторис.
Кто использует?
Чтобы вдохновиться на создание своих масок, мы подготовили для вас несколько примеров, как этим инструментом пользуются некоторые бренды.
А какая идея для маски пришла к вам в голову?
Автор: Лилия Гайдаржи