Вы ведь ставите обратно на полку вещь, которая не подходит вам по размеру или цвету? Убираете подальше ботинки, которые вам жмут? Если пользователю неудобен сайт, он делает проще: закрывает его. Чтобы такого не случилось с вашим ресурсом, вам нужна глобальная проверка по 15 пунктам юзабилити, и сегодня мы подробно расскажем о них.
Юзабилити (от англ. Usability – удобство в использовании) – это показатель удобства сайта для пользователя. Если юзабилити соответствует всем нормам, человеку комфортно находиться на сайте и искать нужную ему информацию. При этом ему эстетически приятно работать с ресурсом.
Проверка №1: дизайн
Изучаем: Насколько сайт удобен для пользователя с точки зрения графического оформления.
Исправляем: Если вы замечаете, что ваш сайт перегружен большим количеством деталей, различных цветов (особенно ярких), гифок и другой динамики, нужно что-то менять. Из-за такого количества разномастных элементов глаз пользователя устает, замыливается, он плохо считывает действительно важную информацию и, как следствие, не проводит на сайте много времени. Дизайн должен быть минималистичен, все цвета – сочетаемыми, а шрифт – однотипным.
Проверка №2: структура
Изучаем: Насколько сайт структурирован логически.
Исправляем: Посмотрите на википедию: с точки зрения структурного построения текста ваш сайт должен выглядеть примерно так. Разделы должны быть четкими и не повторяющими друг друга, материалы на сайте разбиты на абзацы, важные моменты желательно выделять полужирным шрифтом. Все колонтитулы, гиперссылки и оглавления также помогут вашему пользователю не затеряться и улучшат навигацию на вашем сайте.
Проверка №3: план F
Изучаем: Насколько сайт оптимально считывается.
Исправляем: Согласно исследованиям, пользователь обращает больше всего внимания на верхний левый угол и первые несколько абзацев текста. Наложите на страницу вашего сайта букву F: именно по такому шаблону человек и концентрирует свое внимание. Поэтому все важные элементы должны находится именно в зоне досягаемости этой буквы.
Проверка №4: навигация
Изучаем: Насколько сайт помогает сориентироваться.
Исправляем: Здесь вам нужно прежде всего помнить о единстве: каждая страница сайта должна быть построена по одному шаблону, чтобы пользователь не растерялся на новой странице. Также полезно, если на каждой из страниц будет отсылка к главной странице сайта. Контактная информация – внизу страницы, такая же неизменная, как шапка с логотипом. Многие советуют также размещать контакты и вверху страницы, но это уже по вашему желанию. Также подумайте о том, что пользователь в любой момент должен понимать, что делать дальше: например, на странице с кодом 404 разместите предложения о переходе на другие странички ресурса. Это задержит пользователя на вашем сайте.
Проверка №5: общение
Изучаем: Насколько сайт приветлив.
Исправляем: Человеку всегда важно знать, что все в порядке. А многие и вовсе еще не настолько доверяют интернет-ресурсам, чтобы быть спокойным за каждое нажатие кнопки и отправку формы. Все ли дошло? Принят ли заказ? Когда перезвонит менеджер? Вам нужно ответить на все вопросы пользователя еще до того, как они возникнут у него в голове. Если вам действительно удастся быть на шаг впереди него, клиент будет вам благодарен хотя бы за свое спокойствие.
Проверка №6: поиск
Изучаем: Насколько человеку легко найти что-то на сайте.
Исправляем: Если ваш ресурс достаточно большой, вы можете представить, как сложно пользователю ориентироваться во всем этом многообразии страниц. Поэтому в ваших интересах создать качественный внутренний поиск по сайту, который не будет перекидывать посетителей на другие ресурсы. Чаще всего эту строчку помещают в верхнем правом углу сайта, желательно, чтобы она отображалась там на всех страницах источника. Важно также предусмотреть вариативный поиск и подсказывать пользователю, если он вводит название с ошибкой: так у вас будет больше возможностей не потерять каждого клиента.
Проверка №7: этичность
Изучаем: Не переполнен ли сайт лишними выскакивающими окнами.
Исправляем: Эра кислотных баннеров, перекрывающих собой все страницы ресурса, давно прошла. Теперь пользователю не нравится любое агрессивное предложение помощи, оно должно быть мягким и этичным. Возможно, это будет небольшое сообщение с предложением отправить вопрос в правом нижнем углу сайта, возможно – однократное выскакивание формы отправки сообщения. Но ни в коем случае не навязчивые яркие прямоугольники, которые пользователь не станет закрывать: он скорее просто закроет ваш сайт. Без этого тоже нельзя: дайте своим клиентам возможность обратиться к вам онлайн.
Проверка №8: презентация
Изучаем: Понимает ли пользователь, на каком сайте находится.
Исправляем: Для этого вам нужно грамотно оформить главную страницу сайта и пояснить, кто вы и что можете дать человеку. Здесь может быть небольшое приветствие к гостям, ваш слоган и описание деятельности. Также логично разместить на главной странице блок с акциями, чтобы человек понимал, какую выгоду ему может принести ресурс, и блок с новостями. Особенно полезными будут те новости, которые не просто рассказывают о деятельности компании, но и задерживают пользователя на вашем ресурсе. Например, на сайте по продаже купальников можно разместить материал о различных материалах, которые используются для их изготовления. Это будет полезно и вам (пользователь дольше останется на сайте, у него сформируется положительное отношение к вам), и человеку (он лучше сориентируется в том, что ему сейчас необходимо, благодаря вам).
Проверка №9: шрифт
Изучаем: Насколько едино шрифтовое оформление на сайте.
Исправляем: Главное правило: на всех страницах сайта должен использоваться один и тот же шрифт. Количество выделений (курсивом и полужирным) должно быть минимальным, как и цветовое разнообразие. Шрифт должен быть читабельным: то есть, с нормальным интерлиньяжем и достаточно большим. Не забывайте, что он должен хорошо сочетаться с фоном: сейчас самым удачным считается сочетание черного шрифта на белом фоне, времена более кардинальных цветовых решений прошли.
Проверка №10: скорость загрузки
Изучаем: Как быстро загружаются страницы на сайте.
Исправляем: Исследования показали, что скорость загрузки страниц на сайте влияет на число кликов на странице. Это и логично: если страница загружается долго, никто не станет грузить следующую. Поэтому уменьшайте время загрузки как можно больше. Как проверить скорость загрузки? Не сидя в офисе в центре Минска. Сядьте в маршрутку, подождите, пока она выедет из Минска километров на 50 и попробуйте загрузить ваш сайт. Дольше 3 секунд? Плохо!
Проверка №11: вебвизор
Изучаем: Как двигается курсор пользователя.
Исправляем: Чтобы посмотреть, как двигался пользователь по вашему сайту, какие разделы нажимал чаще всего и что вбивал в строку поиска, достаточно одного бесплатного инструмента Яндекс Метрики: вебвизора. Чтобы добавить его на сайт, нужно вставить код счетчика на каждую страницу. После этого вам будет доступна своеобразная тепловая карта сайта, которая покажет, какая часть вашего сайта интересна пользователям. С помощью аналитики вы сможете понять, какие места работают слабее всего и исправить это.
Проверка №12: реклама
Изучаем: Не слишком ли много рекламы на вашем ресурсе.
Исправляем: Если на вашем ресурсе слишком много рекламы, всплывающих окон и баннеров, во-первых, пользователь быстро устанет от них. Во-вторых, обилие рекламы принижает вас в глазах клиентов: вы настолько не считаетесь с их вниманием, настолько стремитесь на них заработать, что позволяете себе слишком многое. Поэтому с сайтов, заполненных рекламой, пользователи уходят очень быстро, соблюдайте компромисс.
Проверка №13: кликабельность
Изучаем: Насколько сайт кликабелен.
Исправляем: Всем известно, что страницы сайта должны быть перелинкованы: это в первую очередь позволяет пользователю хорошенько погулять по сайту. Но не нужно забывать, что эти ссылки должны быть хорошо заметны, особенно в мобильной версии. Если страница долго подгружается, у человека всегда есть высокий риск нажать не туда и перейти не на ту страницу, а это немного раздражает. Поэтому удостоверьтесь, что все ваши ссылки кликабельны, все кнопки достаточно большие, чтобы на них нажимать, и ни одна ссылка не ведет в пустоту.
Проверка №14: социальность
Изучаем: Насколько сайт связан с вашими соцсетями.
Исправляем: Соцсети тоже могут приносить трафик на сайт. Для этого вам нужно создать для пользователей возможность поделиться материалами на своих страницах в социальных сетях, комментировать на сайте с этих самых страниц. Кроме этого, желательно разместить на главной странице ссылки на официальные сообщества вашей компании во всех соцсетях.
Проверка №15: совместимость
Изучаем: Насколько хорошо сайт работает на разных устройствах.
Исправляем: Это полезнее, чем проверять совместимость по гороскопам, и проще. Для этого просто зайдите на свой сайт с разных компьютеров, планшетов и телефонов, с разных операционных систем. Посмотрите, корректно ли отображается информация, достаточно ли быстро загружаются страницы. Бывает такое, что сайт не работает в определенных браузерах, а модераторы этого не знают: избегайте таких случаев.
Лучше всего, если вы будете проверять сайт не в одиночку, а с привлечением фокус-группы. Сегодня мы делаем полноценные юзабилити-аудиты для наших клиентов в рамках SEO, Лидогенерации и других наших услуг.
Если вы проверите сайт по всем этим показателям, то в итоге добьетесь двух целей: улучшите конверсию и увеличите посещаемость. Когда на сайте настроена навигация, пользователю удобно совершать действие, которое нужно вам: позвонить, купить, заказать. Когда ему понравился сайт, он обязательно вернется сюда еще раз. Все просто, правда? Комфорт пользователя – ваши деньги.
Автор: Лилия Гайдаржи